Гуманное садоводство
Человек и сад: сад - частица природы, а человек - ее умное дитя
Ботаника  |  Систематика  |  Выращивание  |  Растения  |  Фотоальбомы  |  Дача  |  Огород  |  Дизайн  |  Фауна  |

Путешествие в Армению

29.06.05 - 26.04.24 © Наталья Шишунова

День второй

Расслабуха. 20 июня, понедельник.

Ура, сегодня мы путешествуем в основном на колесах и кратковременные остановки на тему ознакомления с флорой и достопримечательностями окончательно должны нас привести в чувства после вчерашних восхождений.

Жары нет. Едем в Дилижан. Это севернее Еревана. Точнее Дилижан - это часть нашего маршрута, а конечная цель - озеро Севан, где нам сегодня вечером придется разбить лагерь и завтра там встретить рассвет. Дорога изумительная. Это трасса на озеро Севан. В выходные дни она очень напряженная, так как Севан - одно из самых любимых мест отдыха аборигенов. Но сегодня понедельник и мы спокойно едем на сразу полюбившемся нам черном "Виллисе" - вседорожнике русского происхождения. Вдоль дороги стоит много молодых ребят с раскинутыми в сторону руками. Нас предупреждают, чтобы мы не удивлялись такой картине, которая означает, что это все - торговцы копченой рыбой и все они показывают размер продаваемой рыбы. Продают сиг и форель. На этом торговля не заканчивается. Больше всего удивлены тем, что продают живых раков. Хочешь - ящик, а хочешь - два ящика. Мы не стали жадничать и прикупили только один. Точнее мы были угощены таким лакомством. До вечера и момента приведения раков в красное состояние мы еле дождались. На четверых это хватило на три длительных капитальных присеста. Но, увы, чувства насыщения мы так и не испытали. Жаль, что в интернете нет смайлика, когда текут слюнки....

Трасса проходит через осыпи обсидиана - вулканического стекла.

Конечно останавливаемся и основательно запасаемся камнями, чтобы потом все это увезти с собой в Санкт-Петербург и Великий Новгород. Небольшая заминка на трассе с машиной ни капельки не омрачила нашего путешествия и мы с Эллен за время остановки вдоволь нагулялись по склонам окружающих небольших гор, перебравшись к ним вброд через небольшую речушку.
Заросли лилии армянской в сочетании с огромными ярко красными маками Papaver paucifoliatum и Papaver orientalis, темносиней Nepeta betonicifolia u Betonica grandiflora, белых васильков и нежно сиреневых Scabiosa caucasica, каперсы. Пальцекорник - откровенно ярко-малиновый. У нас он не такого цвета. Армянские лилии - откровенно желтые, растут большими куртинами, смотрятся желтыми пятнами на зелено-малиново-синем склоне. Даже монтбреция и та удивительного цвета - малиново-фиолетовая. Бобовые и каперсы - они везде и нам они уже примелькались, на них не сразу обращаешь внимание и начинаешь выискивать что-то необычное. Красиво. Мы счастливы. Все рассмотрели, нафотографировали, едем дальше.

Природа вокруг - это небольшие горы и холмы, покрытые разнотравьем, изредка с выступающими осыпями камней. Все горы живые. Это я их так назвала. Я не видела ни одной горы страшного вида. Все они какие-то немного закругленные, в складочках, как на юбке и удивительно бархатно-замшевые. Каждая из них напоминает огромного развалившегося на земле животного. Так вот едем по дороге и любуемся такими пейзажами. Неожиданно возникает полуторакилометровый туннель, пробитый в скале и построенный в Армении совсем недавно. Скорость не более 40 км в час, фары включены, загадочно. При выезде из туннеля мы были уже предупреждены, но увиденное все равно поразило. Небо покрыто тучами, солнечной погоды как ни бывало, накрапывает дождь (о котором с другой стороны туннеля мы и не думали). И несмотря на непогоду, за перевалом открылась живописная панорама Северной Армении, резко отличающаяся от южной.

К тому же мы едем по дороге, на которой 12 поворотов по 180 градусов. Фантастика! Не знаю кто как, а на меня в эти минуты от увиденного находило умиротворение, которое бывает, когда человек счастливо засыпает. На протяжении 11 км (длина серпантина Севанского перевала) спускаемся на 800 м к Дилижану, городу-курорту с более мягким климатом. Все горы здесь покрыты лиственными лесами с примесью сосны (Pinus kotchiana).

Недалеко от Дилижана вблизи с.Техут, сворачиваем от основной трассы через заповедный буковый лес на дорогу к прекрасному монастырскому комплексу XI-XIII в.в. - Агарцин.

Дорога очень узкая, двум машинам не разъехаться. Во всех щелях на стенах замка - асплениумы и скребницы. Красиво, но, главное, отковырнуть хочется. Ограничились фотами, так как запланировали остановку на обратном пути у каменных осыпей для изучения флоры. И все бы хорошо, если бы не начавшийся град с хорошую виноградину. Машину, дабы не повредить (да, да, стук по машине был такой, как будто долотом стучат со всей силы) быстро загнали под огромное дерево. Оно хоть каким-то образом сглаживало удары этого неожиданного винограда. Через пять минут град резко закончился. По дороге наверх нашли подходящую каменную осыпь и мы с Эллен решили оторваться по поводу изучения папоротниковой флоры. Да простят меня армянские экологи, но очень хотелось наковыряться в каменных щелях. Око экологическое, однако, далеко видит и всю малину нам испортил сильный дождь. Ну, впрочем, что-то мы и успели, но полностью промокли. Да и дорога в такой дождь с резким подъемом вверх становится опасной - те же самые осыпи, сели и тому подобные опасности. Скорее наверх! На широкую дорогу, на простор. Вдоль дороги лес и кроме бука, в лесу встречаются грецкий орех, дикая груша, липа, клен, боярышник, вяз, граб, бузина, бересклет и др. По опушке леса и на лесных лужайках много белых и синих колокольчиков, герани, недотроги, различных папоротников и все горы покрыты не травой, а широколиственным лесом, мы находимся в другой климатической зоне.

И хотя дождик не переставал, мы все-таки решили не нарушать маршрута и заехать еще на одну достопримечательность этого района - горное озеро Парзлич - Ясное озеро. Озеро высоко в горах. По моим физическим представлениям такого просто не может быть, озеро должно стекать, утекать, убегать ручейками и речками и когда-нибудь просто закончиться. Ничего подобного. Вот оно - во всей красе, даже не шелохнется.

Замерло и живет здесь тысячелетиями. Так как мы уже были основательно промокшие, то нам не составило труда сходить в ближайший лесок для исследования флоры. Ну все как у нас в широколиственном - примулы элатиор, купенки, щитовники, страусники. Наверное открытия были бы, но дождик все-таки мешает. Что меня еще очень порадовало, это мы нигде не нашли сныти. Странно, почему никто не додумался ее туда завезти? Обратная дорога по перевалу и туннелю показалась совсем короткой, потому что мы уже знали, что за туннелем - солнце, отсутствие дождя и возможность просушиться. Солнце уже склонялось к вечеру и нам необходимо было засветло доехать до озера Севан на территорию национального парка и раскинуть лагерь для ночлега. А ехать еще порядка сотни. Несмотря на это - каменные осыпи, встречающиеся нам на пути, нами были все- таки исследованы и продегустированы на предмет присутствия субальпийской флоры - гвоздик, проломников, папоротников, злаков, кампанул и других всяких прелестей.

Вот и Севан. Едем по побережью сначала малого Севана, потом большого. Озеро вытянуто на 60 км. Место перехода малого в большой - заметно и это для нас является ориентиром. Тут начинается национальный парк и это очень огромная территория, практически вокруг всего Севана. Озеро - необычайно красиво. Раcположено оно на высоте около 2000 м над ур.м. Полуостров Севан (в былом остров) соединяется с мысом Цамакаберд низкой косой. Флора и растительность южного и северного склонов полуострова резко различается, как и побережьев озера. Южные и юго-восточные склоны покрыты горностепной растительностью - колючими астрагалами,Prangos ferulacea, Festuca ovina, светло-розовыми маками Papaver fugax u P.persica. Северные склоны покрыты более влаголюбивой растительностью. Здесь обильно цветут незабудки, лютики, ветренницы (Anemone fasciculata), примула (Primula) и др. Среди скал все еще встречается исчезающий вид рябина айастанская (Sorbus hajastana). Одинакового Севана за 15 часов нашего присутствия на нем я не смогла увидеть. Он каждую минуту разный. Когда приехали - Севан был темно-бирюзовым, потом - огромные волны и сильный ветер - серый, суровый, ночью - серебристый от желтой луны, утром - куда все делось! - спокойный, светленький, прозрачный, ласковый. Еще с вечера для себя я решила, что не уеду, пока не искупаюсь в Севане, несмотря ни на какую погоду. Но это было утром.

А пока с вечера погода потихоньку портилась и мы торопились раскинуть лагерь из трех палаток. Точнее торопились Арик с Кареном. А мы с Эллен отправились к огромным скалам.

Около скал - тишина и намного теплее, что означает, что эти скалы накапливают солнечное тепло и защищают большую территорию от ветра. Везде ходили очень аккуратно, потому что каждое движение ящерок казалось присутствием медянок и гюрз, что очень естественно для этих мест. Подушки акантолимонов, астрагалы (кстати всего астрагалов больше 300 в мире, а только в одной Армении - из 148 - данные "Красной книги армянской ССР"). Вот и разберись какие из них красивее! Тут пересчитывать не успеваешь, не то, что выбирать.

До дождя мы успели наестся шашлыков, великолепно приготовленных Карэном, сварить несметное количество раков и рассказать друг другу кучу всевозможных историй. Расходится спать не хотелось и в темноте при свете луны и фонарика сели пить чай. На ночь глядя нам было рассказано, что по берегу ночью ходят шакалы, издавая нечеловеческие вопли и собирают остатки пищи. Страшно не было, но запомнилось. Ночью, повернувшись лицом к палатке, я почувствовала, что с другой стороны по-собачьи меня кто-то обнюхивает. Конечно я заорала. Но было ли это на самом деле или это было во сне, я так до сих пор не поняла. Утром меня спросили не слышала ли я, что ночью кто- то кричал и вдобавок на песке мы обнаружили собачьи следы.... Но это был уже следующий день.