Гуманное садоводство
Человек и сад: сад - частица природы, а человек - ее умное дитя
Ботаника  |  Систематика  |  Выращивание  |  Растения  |  Фотоальбомы  |  Дача  |  Огород  |  Дизайн  |  Фауна  |

Путешествие в Армению

29.06.05 - 27.04.24 © Наталья Шишунова

День первый.

Роковой. Так назвала я его потом. 19 июня, воскресение.

Дабы не терять целый день для отдыха после ночного перелета и при на- личии уже выделившегося адреналина от чувства предстоящего путешествия, мы решили этот первый день посвятить адаптации. Ереван находится на высоте 1000 м над уровнем моря и мы должны были поездить, походить, погулять и всячески подышать этим высокогорных воздухом. Поездка была запланирована на верблюжью гору – Еранос, или Ухтасар. Дышалось очень легко, усталости никой, маршрут известный – мимо храма 18 века спуститься вниз к горной речке, переправиться через нее, подняться на другой склон как можно выше и обратно проделать тот же путь.

Фото 1

По дороге туда – родники. Сразу мы это не оценили, потому что чувства жажды пока просто не было. Тихим уверенным шагом мы двинулись в путь, за спиной рюкзаки, рассматривая по пути необыкновенные маки, вкрапленные в зелень обочин и лужков, фотографируя и размеренно переговариваясь на всякие житейские и околонаучные темы. Спуск – дело хорошее. Особенно когда не осознаешь, что через 4-5 часов тебе по нему же карабкаться вверх. По пути пытаешься привыкнуть к обуви, которую ты вроде бы пытался купить для горных условий. Рассматриваешь любую скалу, камень, ущелье или частный дом, построенный почему-то на краю огромного каменного уступа, выступающего от края ущелья на много метров.

Эта часть склона обжита, встречаются частные дома с садиками, огородами и виноградом. Горная речка оказалась обитаемой, населенная отдыхающей детворой и их родителями. Переправа именно та, которую я видела только в кино и она полностью оправдала мои ожидания в плане прибавки адреналина.

Противоположная часть ущелья оказалась покруче, менее обитаемая и с нее хорошо просматривалась панорама нашего спуска. Из обитателей противоположного склона кроме бабочек и жуков, были отмечены только коровы. Поразили они меня сразу. Жилистые, небольшие, постоянно стоящие всеми четырьмя копытами только на двух камнях (две передние на одном, две задние на втором камне), щиплящие отдельно стоящие травяные кустики и с титьками, в которых казалось никогда не было молока. Это не те толстые, постоянно покачивающиеся русские коровы, выкормленные на высоком бескрайнем травостое, с выменем до земли и при условии, если они отдыхали лежа на земле, то они также размеренно продолжали жевать. Коровы- альпинистки, раз и навсегда прилепленное к армянским коровам прозвище меня немного успокоило. В дальнейшем вид стада на склонах гор и вид коров меня уже не убивал и не вызывал острого чувства жалости со словами «Бедненькие вы мои!». Я смирилась с тем, что это для них обыденный образ существования и они весьма им довольны. Но история с коровами на этом не закончилась. По всем склонам гор, вплоть до альпийских лугов, по всей Армении – огромный выпас отар овец и стад коров. Так что коровы были моими прямыми конкурентами в поиске редких, декоративных и других привлекающих меня растений. Лишь в единственном месте – на высоте 3500 м над уровнем моря мне удалось не обнаружить признаков присутствия скотоводства и оторваться от беспощадного уничтожения флоры Армении коровами.

Подъем по довольно крутому склону очень быстро дал о себе знать. Мы были предупреждены, что идем до первого головокружения или первых зайчиков перед глазами. Но конечным пунктом было все-таки восхождение до первого альпийского луга. До него еще надо было очень много карабкаться.

Флора необычна для взгляда – буйство бобовых, трагакантовые астрагалы, эспарцеты, подушки акантолимонов, каперсы.

Эти чудные цветы, похожие на фантастические бабочки, бутоны которых употребляются в пищу. Каперсы, как выяснилось потом, растут в Армении везде – даже по обочинам дороги. В определенное время их развития нераспустившиеся бутоны собирают и экспортируют за границу. Деликатес! Так как каперсов везде было очень много, то фото их будет в рассказах следующих дней.

Идем по восходящему склону с периодическим увековечиванием растительности больше часа, но усталость подъема чувствуется. Бессонная ночь полета, жара, перепады высот, непривычность физических нагрузок дают о себе знать. Привал с питием мацони, лавашом и овощами немного отодвигает усталость. Но на солнце сидеть невозможно. Оно просто палит. Если находишь какой-нибудь кустик розы Канина (а он почти самая высокая растительность на этом склоне), то уже несказанно рад. Возникает единственное желание - посидеть в тенечке и максимально, на что хватает сил – это бесконечно смотреть на горные виды. Прошло уже пять часов нашего первого путешествия. И вдруг меня осенила мысль – если я пойду еще выше, то сил на возвращение у меня просто не останется. Обратно надо не только спуститься, но и опять подняться по склону противоположного ущелья. Эта мысль меня спасла. Я тихо села на камень и решила сидеть до тех пор, пока на 20 метров вперед ушедшая компания Арика, Левы и Эллен не вернется. Компания и не думала возвращаться. Они стояли выше и что-то усиленно обсуждали. Желания полюбопытствовать о чем идет дискуссия – не возникло. Пришлось применить более действенный способ привлечения внимания публики к совершению обратного пути – просто начать самой спускаться. Это возымело успех и я поняла, что дойдя до горной речки в конце ущелья, у меня есть шанс выжить. Так все и было.

Прохлада речной воды, шум горного течения и отсутствие палящего солнца возродили желание еще немного пожить. Опять переправа через мостик, подъем, отсчет метров до верхней точки, перебежки от родника к роднику. Ура! Мы на вершине, там где стоит наша машина и можно даже сходить и посмотреть храм 18 века. Когда приехали в Ереван и мне надо было подниматься на третий этаж, сделать этого я не могла. Обеими руками я брала каждую ногу поочередно и ставила их на каждую последующую ступеньку. Это стоило неимоверных усилий. И только три таза ледяной воды привели меня в чувство. Вкусный армянский ужин, свежие фрукты и сок – это последнее, что мы с Эллен помним перед моментальным погружением в сон. И только сейчас, после истечения всех маршрутов и всех путешествий, я поняла (и это точно!) – если бы не этот роковой день, мы бы не прошли так быстро и так успешно акклиматизацию! Наши кровеносные сосуды – они как залежалые шланги с отложениями песка, которые необходимо чистить под сильным напором.