Большая российская энциклопедия. Биология


Авторы     Темы     Алфавит

  А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    Й    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я  



П > ПО

Поведение животных

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Авторы: Н.А. Фонсова
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ, их способность совершать свои действия, реагировать на воздействия внутр. и внешних факторов. П. ж. определяется как генетически обусловленными особенностями организмов, так и влиянием разл. условий среды обитания в ходе их жизнедеятельности. Генетич. информация позволяет осуществлять специфические для каждого вида безусловные рефлексы. Врождённые, порой очень сложные формы поведения, направленные на удовлетворение осн. биологич. потребностей организмов, называются инстинктами. Все остальные формы поведения являются результатом обучения (научения), определяющегося воздействием окружающей среды (суммация, привыкание, импринтинг, условные рефлексы, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование и др.). Поведенч. акт может запускаться ключевыми стимулам и, которые являются видоспецифич. раздражителями для безусловных рефлексов. Но поведение далеко не всегда является реакцией на раздражитель. Если организм находится в состоянии готовности к к.-л. виду деятельности (напр., к размножению, что определяется в первую очередь специфич. гормональным фоном), то у него формируется мотиваци я. Она приводит к развитию целенаправленного поискового поведения, выражающегося в активном поиске соответствующего ей стимула (напр., полового партнёра). Когда такой стимул найден, выполняется завершающий акт (в данном случае спаривание). Врождённые формы поведения преобладают у беспозвоночных. В поведении высших беспозвоночных при наличии сложнейших инстинктов заметную роль могут играть приобретённые реакции. Поведение одноклеточных организмов проявляется в осн. в виде таксисов - перемещений в сторону раздражителя или от него; в роли раздражителя могут выступать сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-ра и т. д. Уже в этих случаях проявляются зачатки индивидуальной приспособляемости - привыкание к стимулу, способность выбора пищевого объекта и др. В поведении позвоночных ещё более важное значение имеют реакции, обусловленные индивидуальным опытом, полученным в ходе обучения. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС и может быть использован в дальнейшем, что позволяет быстро реагировать на изменение условий существования. У высших позвоночных появляется способность переносить ранее полученную информацию на новые ситуации, видоизменять своё поведение. Способность организмов запоминать поведение позволяет им, напр., избегать болевых ощущений или повторять движения, приводящие к получению пищи, у птиц и млекопитающих осуществлять сложные формы группового общения, проявлять элементы рассудочной деятельности и т. д. Реализация тех или иных форм поведения организмов в значит. степени зависит от биологических ритмов - циклич. процессов, протекающих в живых системах. Напр., в течение суток происходит регулярная смена периодов сна и бодрствования. Годичные или сезонные ритмы проявляются в явлениях миграций и кочёвок, зимней и летней спячек, в постройке гнёзд и нор; у мн. животных с ними связаны периоды размножения. С появлением на свет организмы сразу отзываются на значимые для них воздействия. Сначала неск. врождённых реакций обеспечивают поиск корма (пищевое поведение) и его утилизацию. Боязнь, избегание опасности проявляются в оборонительном поведении. Комфортное поведение направлено на уход за телом, поиск наиболее благоприятных условий. Социальное поведение реализуется в виде всевозможных взаимодействий между особями или их группировками; обмен информацией между организмами (см. Биокоммуникация) осуществляется с помощью производимых ими сигналов, в виде движений и поз, звуков, запахов, окраски и т. д. Стереотипные акты взаимодействия между особями в определённых стандартных ситуациях (напр., образование брачной пары, проявления превосходства доминирующей особи) называются ритуальным поведением. Существует также система поведенч. связей между особями, регулирующая жизнь в группе (напр., у приматов, общественных насекомых) и определяющая их взаимоотношения, в т. ч. доступ к пище, к особям противоположного пола (см. Иерархия у животных). Агрессивное поведение проявляется при конкуренции за корм и местообитание, за самку и т. д.; к нему относятся угрожающие демонстрации, нападения. Поведение хозяев по отношению к чужакам при защите своей территории называется территориальным. Репродуктивное поведение обеспечивает продолжение рода. Формы поведения, сопровождающие половое размножение, связаны с образованием групп для встречи половых партнёров, церемонией ухаживания и спаривания. Забота родителей о потомстве (родительское поведение) часто сопровождается образованием семейной группы. Разл. типы поведения взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом. Основы теории индивидуального и группового П. ж. заложены К. Лоренцем, Н. Тинбергеном и К. фон Фришем (Нобелевская пр., 1973). Наука о биологич. основах поведения называется этологией. П. ж. изучается также физиологией (высшая нервная деятельность), генетикой, зоопсихологией и др. науками.
Литература Лит.: Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978; Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М., 1981; Меннинг О. Поведение животных. М., 1982; Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984; Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л., 1986; Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психология, этология и эволюция. М., 1988; Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002; Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. 2-е изд. М., 2010.


Источники: [ БРЭ ]   [ P ]   [ B ]     и дополнительная информация: [ W ]   [ G ]   [ Y ]