Большая российская энциклопедия. Биология


Авторы     Темы     Алфавит

  А    Б    В    Г    Д    Е    Ж    З    И    Й    К    Л    М    Н    О    П    Р    С    Т    У    Ф    Х    Ц    Ч    Ш    Щ    Э    Ю    Я  



П > ПА

Павлов


И. П. Павлов. Портрет работы М.В. Нестерова. 1935.Третьяковская галерея (Москва).

ПАВЛОВ

Авторы: В.О. Самойлов
ПАВЛОВ Иван Петрович [14(26).9.1849, Рязань - 27.2.1936, Ленинград], рос. физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и совр. представлений о процессе пищеварения; основатель самой крупной отеч. физиологич. школы; акад. АН СССР (1907), чл. Лондонского королевского об- ва (1907), чл.-корр. Парижской АН (1911), чл. Герм. академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1925). Тайн. сов. (1910). На 15- м Междунар. конгрессе физиологов (1935) удостоен поч. звания «первейшего физиолога мира». Родился в семье священника. Окончил (1864) рязанское духовное уч-ще и 5 классов духовной семинарии, но затем под влиянием публицистич. статей Д.И. Писарева, призывавшего изучать психич. деятельность естественно-науч. методами, а также книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» отказался от карьеры священнослужителя и в 1870 поступил на естеств. отделение физико-математич. факультета С.-Петерб. ун-та по специальности физиология. За время обучения проводил эксперим. исследования под рук. И.Ф. Циона, под влиянием которого проникся идеей нервизма (по Павлову - «физиологич. направления, стремящегося распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма»). После окончания ун-та (1875) с дипломом кандидата естеств. наук и золотой медалью за лучшую науч. работу («О нервах, заведующих работой в поджелудочной железе») поступил на 3-й курс Медико-хирургич. академии (с 1881 Военно-мед. академия, ВМА). Учёбу совмещал (1875-78) с проведением самостоят. науч. исследований на кафедре физиологии проф. К.Н. Устимовича (в Ветеринарном отделении академии). После завершения учёбы (1879) со степенью «лекаря с отличием» оставлен в академии для подготовки докторской диссертации, которую защитил в 1883. В 1879-90 П. трудился в физиологич. лаборатории при клинике С.П. Боткина в ВМА. В 1884-86 стажировался в Германии в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1891 возглавил физиологич. отдел Ин-та эксперим. медицины (ИЭМ), организованного при его непосредственном участии. По инициативе П. при ИЭМ было построено здание особой конструкции («башня молчания») для изучения условных рефлексов. В 1921 издан декрет СНК РСФСР о создании условий, обеспечивающих науч. исследования Павлова. В 1925 он оставил работу в ВМА; его физиологич. лаборатория в АН была преобразована в Ин-т физиологии АН СССР (с 1936 носит имя И.П. Павлова), которым он руководил до конца жизни. Осн. направления исследований П. связаны с изучением физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности (ВНД). В своей докторской дис. «Центробежные нервы сердца» (1883) доказал наличие симпатич. нервных волокон, стимуляция которых усиливает сердечные сокращения. Изучая физиологич. и фармакологич. проблемы кровообращения, создал сердечно-лёгочный препарат (1887) для исследования действия кардиотропных лекарств на сердце. Разработал и усовершенствовал методы хирургич. операций по созданию изолированного (маленького, «уединённого») желудочка с сохранёнными блуждающими нервами (1894). Осуществил (1889) «мнимое кормление» эзофаготомированной собаки (с перерезанным пищеводом и хронич. фистулой желудка) для изучения нервной регуляции желудочных желёз и роли ЦНС в секреции желудочного сока (впоследствии такие животные использовались при получении чистого желудочного сока для лечения больных). Фистулы накладывались на желудок, пищевод, протоки слюнной и поджелудочной желёз, тонкую кишку, жёлчный проток и играли роль своеобразных «окон» в эти органы. Используя их, впервые удалось изучить всю систему пищеварения во взаимодействии её отдельных компонентов. Благодаря хронич. экспериментам, разработанным на основе достижений хирургии того времени (асептики и антисептики, наркоза и анестезии, филигранной техники полостных операций), П. кардинально изменил физиологич. представления о пищеварении. Многолетние исследования П. с сотрудниками деятельности пищеварит. желёз и механизмов пищеварения обобщены в его кн. «Лекции о работе главных пищеварительных желёз» (1897). За эти исследования в 1904 он удостоен Нобелевской пр. В 1902 при изучении слюнных желёз П. открыл условные рефлексы и посредством их исследования разработал метод физиологич. объективного изучения психич. деятельности; так был проторён путь к созданию нового раздела физиологич. науки - физиологии ВНД. Приступая к изучению психич. процессов, П. исходил из того, что душа и тело неразделимы, и строго следовал всем принципам науч. методологии. Он сформулировал три осн. принципа рефлекторной теории: структурности (психич. деятельность осуществляется определёнными структурами мозга), детерминизма (причинной обусловленности каждой психич. реакции), анализа и синтеза (как осн. процессов обработки информации в ЦНС). Если безусловные рефлексы являются реакциями организма, посредством которых он отвергает или усваивает вызвавшие их раздражители, то условные рефлексы представляют собой реакции на стимулы, служащие сигналами для последующих событий, которые не в данный момент, а через какое-то определённое время потребуют этих реакций. Следовательно, условно- рефлекторная деятельность обеспечивает упреждающее (форпостное) регулирование функций организма. Она строится на основе индивидуального опыта. Благодаря ей организм устанавливает с окружающей средой временные связи, обеспечивающие тонкое приспособление к её постоянным изменениям. П. установил чёткие правила выработки условных рефлексов, классифицировал их. Показал, что наряду с возбуждением важную роль в ВНД играет торможение (безусловное, условное, запредельное). И возбуждению, и торможению присущи как иррадиация (распространение), так и концентрация в коре больших полушарий головного мозга. Такое движение во времени и пространстве мозга осн. нервных процессов при условно-рефлекторной деятельности создаёт «рисунок» подвижной мозаики, который непрерывно изменяется: торможение сменяется возбуждением, возбуждение - торможением. Основу «мозаики» составляют ответы ЦНС на текущие раздражители, а на них «наслаиваются» последствия иррадиационных и индукционных взаимоотношений между процессами возбуждения и торможения. Он представлял работу коры больших полушарий головного мозга, осуществляющей ВНД, в виде вспыхивающих и затухающих, непрерывно перемежающихся «мерцаний» (в сер. 20 в. реальность павловского предвидения была подтверждена посредством методики электроэнцефалоскопии). Осознавая, что психич. процессы детерминированы и в то же время им, в отличие от безусловных рефлексов, свойственна неопределённость, П. и его сотрудники объяснили это отчасти различиями в типах ВНД. Показатели индивидуальных типологич. различий были найдены в генетич. особенностях возбудительного и тормозного процессов в высших отделах ЦНС. Для изучения генетич. аспектов ВНД П. в 1920-х гг. превратил питомник для подопытных животных в с. Колтуши под Ленинградом (ныне науч. городок Павлово) в биологич. станцию, ставшую «столицей условных рефлексов». Он ввёл понятие «сигнальные системы» - как системы условно-рефлекторных связей, обеспечивающей человеку глубокое по сравнению с животными абстрагирование от реальной действительности. П. изучал патологич. психич. состояния человека на базе созданных им неврологич. и психиатрич. клиник. Он ввёл в практику проведение не только физиологич., но и клинич. «павловских сред», на которых еженедельно обсуждались результаты экспериментов, проводимых на животных, и обследований больных людей. Науч. наследие П. до сих пор определяет облик совр. физиологии и ряда смежных биологич. наук. Оно оставило заметный след в психологии и педагогике. Особенно велико значение его исследований для медицины. Под их влиянием формировались крупные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии. Что же касается физиологич. школы П., то она, по словам А.А. Ухтомского, «представляет собой совершенно исключительное явление в истории науки как по размаху деятельности, так и по числу работников, отдавших ей свои дарования и силы». П. подготовил более 250 докторов медицины. Его ученики возглавляли кафедры во многих университетах, мед., педагогич., ветеринарных институтах России и Сов. Союза, а также зарубежных стран. П. являлся председателем Об-ва рус. врачей (1906-13), основателем Рос. об-ва физиологов (1917), которое носит его имя, и «Русского физиологического журнала им. И.М. Сеченова» (1917). Ему присуждена медаль Г. Копли Лондонского королевского об-ва (1915). Имя П. присвоено ряду науч. учреждений и учебных заведений. АН СССР учредила премию им. И.П. Павлова за лучшую науч. работу в области физиологии (1934) и Золотую медаль им. И.П. Павлова за совокупность работ по развитию учения Павлова (1949). П. был великим гражданином и патриотом, он внёс огромный вклад в укрепление междунар. престижа России, а потому с полным правом говорил о себе: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько мне позволяют мои силы, прежде всего, моему Отечеству, нашей русской науке».
Литература Соч.: Полн. собр. трудов. М.; Л., 1940-1949. Т. 1-5; Полн. собр. соч. 2-е изд. М.; Л., 1951-1952. Т. 1-6. Лит.: Анохин П. К. И.П. Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа. М.; Л., 1949; Babkin B. P. Pavlov, a biography. L., 1951; Асратян Э. А. И.П. Павлов. 2-e изд. М., 1981; Самойлов В. О., Мозжухин А.С. Павлов в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. 2-е изд. Л., 1989; Григорьян Н. А. И.П. Павлов. Ученый. Гражданин. Гуманист. М., 1999; Павловская энциклопедия: люди, события, факты: В 2 т. СПб., 2011.


Источники: [ БРЭ ]   [ P ]   [ B ]     и дополнительная информация: [ W ]   [ G ]   [ Y ]