Большая российская энциклопедия. Биология


Авторы     Темы     Алфавит

Автор: Фонсова Н.А.

Статей: 2

Инстинкт

ИНСТИНКТ

Авторы: Н.А. Фонсова
ИНСТИНКТ (от лат. instinctus - побуждение), наиболее развитая форма врождённого поведения животных и человека, возникающая в ответ на внешние и внутренние раздражители и направленная на удовлетворение осн. биологич. потребностей. И. передаются из поколения в поколение, выдерживая жёсткий естественный отбор. Они специфичны для особей каждого вида и имеют большое значение для выживания организма. Понятие «И.» впервые применил др.-греч. философ Хрисипп, характеризуя поведение птиц и др. животных. Начало науч. анализу инстинктивного поведения положил в 18 в. Ж. О. де Ламетри; Ж. Кювье подчёркивал врождённость и стереотипность И., Ж.Б. Ламарк характеризовал его как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. Представления о неизменности И. на протяжении жизни особи явились причиной его резкого противопоставления разуму и обучению, т. е. приобретённому поведению. И.М. Сеченов и И.П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И., а данные, накопленные в области этологии и генетики, привели к созданию концепции генетически обусловленного инстинктивного поведения; на осуществление инстинктивной деятельности большое влияние оказывает работа эндокринных желёз. Классификация И. основана на их биологич. и физиологич. значении. Выделяют следующие осн. группы И.: пищевые (добыча пищи, её захват, накопление запасов и т. п.); оборонительные (пассивная оборона - убегание, «замирание», «затаивание»; активная защита при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.); половые (брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграция к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием); родительские И., или забота о потомстве (постройка гнезда, запасание корма для молоди, её кормление и обучение защитным, охотничьим и др. приёмам и т. п.); групповые, составляющие основу взаимоотношений членов стада, стаи, роя, семьи (совместная оборона от врагов, постройка гнезда, миграции, обогрев друг друга в холодное время года, общая забота о потомстве и т. п.). И. реализуется как цепочка безусловных рефлексов, где конец одного из них служит сигналом для запуска следующего. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов (напр., половой И. у птиц проявляется при определённой длине светового дня, наличии мест для гнездования). Врождённая инстинктивная деятельность наблюдается только при первых её проявлениях. В течение жизни на неё накладываются дополнительно образовавшиеся условные рефлексы, а т. к. у разных особей они отличаются, то и проявление И. несколько отлично у разных представителей одного вида (птицы одного вида, напр., обитающие в разных местностях, могут использовать при постройке гнезда разные материалы). И. преобладают у животных с коротким временем жизни, в первую очередь у беспозвоночных. Они наделяют особь комплексом программ поведения, готовых к применению при первой необходимости. Напр., самка одного из видов дорожных ос из рода помпилов (Pompilus) появляется из куколки весной и живёт всего неск. недель. За это время она должна успеть встретиться с самцом, поймать добычу (паука), выкопать норку, затащить туда паука, отложить яйцо, запечатать норку. Эту последовательность действий она проделывает неск. раз. Обучиться всему этому за такой короткий срок практически невозможно. Следовательно, оса рождается «взрослой», готовой сразу же после рождения вести жизнь взрослой особи. При этом оса способна к обучению; напр., она запоминает, где расположена её очередная норка. Установлено (Л.А. Орбели и др.), что, чем более развита нервная система, тем большее значение в поведении животного имеют реакции, приобретённые в индивидуальной жизни. Так, поведение низших беспозвоночных (простейших, кишечнополостных) основано исключительно на И., а в поведении высших беспозвоночных (насекомых, головоногих моллюсков), несмотря на наличие у них сложнейших И. (в особенности у «общественных» насекомых - пчёл, муравьёв), заметную роль играют условные рефлексы. Поведение человека во многом определяется социальными законами, поэтому его деятельность, основанная на И., значительно преобразована и находится под контролем сознания, воли. Воспитание человека строится на развитии способности подавлять инстинктивную деятельность, приурочивать её к определённому месту и времени. Ведущую роль в контроле над инстинктивными реакциями приобретает кора больших полушарий головного мозга; ослабление её контроля над деятельностью подкорковых образований, которые определяют инстинктивное поведение (напр., под воздействием алкогольных напитков, наркотиков), приводит к более яркому проявлению И. Усиление или подавление И. возможно и при некоторых заболеваниях: напр., нарушение деятельности центра насыщения и центра голода в гипоталамусе вызывает соответственно обжорство и отказ от еды. См. также Поведение.
Литература Лит.: Слоним А.Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения организмов. Л., 1967; Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.


Источники: [ БРЭ ]   [ P ]   [ B ]     и дополнительная информация: [ W ]   [ G ]   [ Y ]




Поведение животных

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Авторы: Н.А. Фонсова
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ, их способность совершать свои действия, реагировать на воздействия внутр. и внешних факторов. П. ж. определяется как генетически обусловленными особенностями организмов, так и влиянием разл. условий среды обитания в ходе их жизнедеятельности. Генетич. информация позволяет осуществлять специфические для каждого вида безусловные рефлексы. Врождённые, порой очень сложные формы поведения, направленные на удовлетворение осн. биологич. потребностей организмов, называются инстинктами. Все остальные формы поведения являются результатом обучения (научения), определяющегося воздействием окружающей среды (суммация, привыкание, импринтинг, условные рефлексы, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование и др.). Поведенч. акт может запускаться ключевыми стимулам и, которые являются видоспецифич. раздражителями для безусловных рефлексов. Но поведение далеко не всегда является реакцией на раздражитель. Если организм находится в состоянии готовности к к.-л. виду деятельности (напр., к размножению, что определяется в первую очередь специфич. гормональным фоном), то у него формируется мотиваци я. Она приводит к развитию целенаправленного поискового поведения, выражающегося в активном поиске соответствующего ей стимула (напр., полового партнёра). Когда такой стимул найден, выполняется завершающий акт (в данном случае спаривание). Врождённые формы поведения преобладают у беспозвоночных. В поведении высших беспозвоночных при наличии сложнейших инстинктов заметную роль могут играть приобретённые реакции. Поведение одноклеточных организмов проявляется в осн. в виде таксисов - перемещений в сторону раздражителя или от него; в роли раздражителя могут выступать сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-ра и т. д. Уже в этих случаях проявляются зачатки индивидуальной приспособляемости - привыкание к стимулу, способность выбора пищевого объекта и др. В поведении позвоночных ещё более важное значение имеют реакции, обусловленные индивидуальным опытом, полученным в ходе обучения. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС и может быть использован в дальнейшем, что позволяет быстро реагировать на изменение условий существования. У высших позвоночных появляется способность переносить ранее полученную информацию на новые ситуации, видоизменять своё поведение. Способность организмов запоминать поведение позволяет им, напр., избегать болевых ощущений или повторять движения, приводящие к получению пищи, у птиц и млекопитающих осуществлять сложные формы группового общения, проявлять элементы рассудочной деятельности и т. д. Реализация тех или иных форм поведения организмов в значит. степени зависит от биологических ритмов - циклич. процессов, протекающих в живых системах. Напр., в течение суток происходит регулярная смена периодов сна и бодрствования. Годичные или сезонные ритмы проявляются в явлениях миграций и кочёвок, зимней и летней спячек, в постройке гнёзд и нор; у мн. животных с ними связаны периоды размножения. С появлением на свет организмы сразу отзываются на значимые для них воздействия. Сначала неск. врождённых реакций обеспечивают поиск корма (пищевое поведение) и его утилизацию. Боязнь, избегание опасности проявляются в оборонительном поведении. Комфортное поведение направлено на уход за телом, поиск наиболее благоприятных условий. Социальное поведение реализуется в виде всевозможных взаимодействий между особями или их группировками; обмен информацией между организмами (см. Биокоммуникация) осуществляется с помощью производимых ими сигналов, в виде движений и поз, звуков, запахов, окраски и т. д. Стереотипные акты взаимодействия между особями в определённых стандартных ситуациях (напр., образование брачной пары, проявления превосходства доминирующей особи) называются ритуальным поведением. Существует также система поведенч. связей между особями, регулирующая жизнь в группе (напр., у приматов, общественных насекомых) и определяющая их взаимоотношения, в т. ч. доступ к пище, к особям противоположного пола (см. Иерархия у животных). Агрессивное поведение проявляется при конкуренции за корм и местообитание, за самку и т. д.; к нему относятся угрожающие демонстрации, нападения. Поведение хозяев по отношению к чужакам при защите своей территории называется территориальным. Репродуктивное поведение обеспечивает продолжение рода. Формы поведения, сопровождающие половое размножение, связаны с образованием групп для встречи половых партнёров, церемонией ухаживания и спаривания. Забота родителей о потомстве (родительское поведение) часто сопровождается образованием семейной группы. Разл. типы поведения взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом. Основы теории индивидуального и группового П. ж. заложены К. Лоренцем, Н. Тинбергеном и К. фон Фришем (Нобелевская пр., 1973). Наука о биологич. основах поведения называется этологией. П. ж. изучается также физиологией (высшая нервная деятельность), генетикой, зоопсихологией и др. науками.
Литература Лит.: Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978; Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. М., 1981; Меннинг О. Поведение животных. М., 1982; Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984; Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Л., 1986; Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психология, этология и эволюция. М., 1988; Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2002; Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. 2-е изд. М., 2010.


Источники: [ БРЭ ]   [ P ]   [ B ]     и дополнительная информация: [ W ]   [ G ]   [ Y ]